Польские власти подверглись критике за намерение приостановить право нелегальных мигрантов на получение убежища. Премьер-министр Дональд Туск предупредил: «Мы не собираемся придерживаться и выполнять какие бы то ни было идеи ЕС, если будем уверены, что они наносят вред нашей безопасности».
Правозащитная организация Amnesty Polska (филиал Amnesty International) заявила, что это противоречит Пакту ЕС о миграции и убежище.
Заместитель регионального директора AI по Европе Динушика Диссанаяке отметила: «Приостановление права на поиск убежища абсолютно незаконно, и премьер-министр Туск это знает. Такие страны ЕС как Польша играют в политику правами беженцев и мигрантов… С 2021 г. ЕС мирится с действиями Польши, Латвии и Литвы на границе с Белоруссией, а с недавних пор и на границе Финляндии с Россией, превышающими их полномочия в ЕС. Самое время Европейской комиссии выступить в роли стража [европейских] трактатов и послать ясный сигнал о том, что базовые права [человека] не могут приноситься в жертву политическим интересам».
Помимо Польши, за установление паспортного контроля на границе либо законодательное ограничение миграции выступают Германия, Венгрия, Нидерланды, Дания. Но Польша, по словам Туска, находится в особенном положении, поэтому будет действовать жёстко.
На практике жёсткость проявляется в агрессивном обращении польских пограничников и полиции с теми, кто пересёк границу с территории Белоруссии, в т. ч. женщинами и детьми. Их польские силовики выдавливают обратно, стреляя поверх голов и избивая прикладами.
При этом поток мигрантов в Польшу с Украины не приостанавливается и не воспринимается Варшавой как угроза безопасности, хотя среди них немало почитателей полонофобской бандеровской идеологии, о чём регулярно пишет польская печать.
Таким образом, не миграцию азиатов и африканцев как таковую хочет остановить Туск, а именно миграцию с белорусского направления. Почему?
Потому что Варшава заинтересована в установлении контроля над украинской диаспорой с целью проецирования своего влияния через неё как на всё зарубежное украинство, так и на население Украины. Польские политтехнологи рассматривают украинских мигрантов как потенциальных переносчиков польских пропагандистских смыслов, остаётся только эти смыслы им внушить. Претендуя на роль страны-опекуна зарубежных украинцев, Польша претендует на роль лидера Восточной Европы посредством тесного военно-политического союза с Киевом, скреплённого сверху военно-стратегическим партнёрством Варшавы и Вашингтона. Поэтому миграция с Украины разрешена.
Из Белоруссии в Польшу проникают мигранты из стран Азии и Африки. На них Варшава влиять не собирается. Минск отказывается за свой счёт задерживать и содержать мигрантов, обеспечивая безопасность Польши, поскольку та пыталась свергнуть действующие белорусские власти в январе 2020 г., обещает это сделать в будущем и готовит на своей территории боевиков для проникновения в Белоруссию.
Туск обвиняет Минск и Москву в гибридной атаке на Польшу, а именно в направлении миграционных потоков азиатов и африканцев через Белоруссию в Польшу. Но, во-первых, Варшава традиционно поддерживает неоколониальную политику Запада в странах третьего мира. Следовательно, должна нести свою долю ответственности за грабёж и насилие, творимые США и Европой в Азии и Африке на протяжении многих десятилетий.
Грабительская политика Запада поставила народы Азии и Африки в заведомо уязвимое положение с экономической точки зрения, и желание сомалийцев, нигерцев, ливийцев, афганцев, мьянманцев и т. д. добраться до сытой Европы – зримые последствия западной политики.
Во-вторых, в Польше существенно выросло количество мигрантов из Индии и Филиппин. Численность филиппинцев в 2023 г. выросла на 40%! «Этот народ наступает на польский рынок [труда]. Рост численности работников на 40%», – тревожится Money.pl.
Количество индийцев в прошлом году выросло на 23%, что превысило рост количество работников из Белоруссии (14,7%). Министерство семьи, труда и социальной политики отчиталось, что чаще всего стараются получить легальную работу в Польше приезжие из Индии и Непала.
Все эти люди попадают в Польшу на законных основаниях, но не это главное. Их наплыв не вызывает беспокойства у польских властей, хотя увеличивается также количество прибывающих из Вьетнама, Таиланда, Индонезии. Варшава не обвиняет Нью-Дели, Катманду, Ханой, Бангкок или Джакарту в гибридной атаке на Польшу. В то же время среди нелегалов с территории Белоруссии граждане этих стран тоже встречаются, но польские силовики безжалостно выталкивают их обратно в Белоруссию.
Причина в том, что Варшава надеется обернуть миграционный кризис себе на пользу – обратить миграционные потоки обратно и наглухо закупорить границу, чтобы миграционное «варево» дестабилизировало Белоруссию, а не Польшу. Как иначе объяснить тот факт, что индиец или филиппинец, приехавший в Польшу не через Белоруссию, принимается как нужный работник, а индиец и филиппинец, пересекая польско-белорусскую границу, подвергается насилию?
Варшава подчёркивает: из Белоруссии идут нелегалы и потому их возвращают назад. Но если польскому рынку труда нужны рабочие руки из Филиппин, Индии, Непала, польские власти могли бы помогать нелегалам из этих стран легализоваться в Польше, как помогают легализоваться филиппинцам, индийцам, непальцам, которые заехали из других стран. Такой способ легализации нелегалов практикуется в Греции, Испании, Италии, достаточно долго применялся в Германии и Франции.
Согласно «Барометру рынка труда 2024», 14,3% работодателей в Польше боятся столкнуться с нехваткой рабочих кадров. Казалось бы, самое время властям упростить легализацию нелегалов. Тем более что, по прогнозу агентства Gremi Personal, в 2025 г. Польшу ожидает наплыв легальных работников из Индии, Узбекистана, Грузии. Однако Варшава не собирается менять миграционную политику на белорусском направлении.
Её цель – не разрешить миграционный кризис, а воспользоваться им для подрывной деятельности против Минска.