Впервые за 87 лет Volkswagen планирует закрыть часть своих заводов в Германии и сократить работающих на них сотрудников.

Денацификация «по-украински»: германский вариант

Падающий Volkswagen как зеркало кризиса промышленности

Полагаю, большинство из вас знает, что своим появлением как автомобильная марка Volkswagen, так и сам «народный автомобиль» обязаны Адольфу Гитлеру. Не то чтобы это хоть как-то оправдывало ужасные преступления, совершённые им самим или под его руководством, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Осенью 1933 года именно новоиспечённый рейхсканцлер, встретившись в одном из залов берлинского отеля Kaiserhof с представителем Daimler-Benz Якобом Верлином и гениальным инженером Фердинандом Порше, потребовал от них создать крепкий и надёжный автомобиль стоимостью не дороже 1000 рейхсмарок. Более того, поговаривают, что Гитлер сам набросал эскиз будущего детища Volkswagen AG, а заодно и предложил назвать его «народным»: Volk – народ, Wagen – автомобиль.

Впрочем, вплоть до самого конца Третьего рейха Volkswagen занимался чем угодно, кроме выпуска авто для народа. По понятным причинам основу его продукции составляли товары военного назначения. Зато уже с 1946 года начался выпуск VW Käfer, того самого «жука», который и по сей день с показателем 21 529 464 автомобиля является самым массовым автомобилем в истории, производившимся без пересмотра базовой конструкции.

И вот теперь мы узнаём, что впервые за 87 лет Volkswagen планирует закрыть часть своих заводов в Германии и сократить работающих на них сотрудников. То, что задумывалось как олицетворение мощи германской промышленности, а затем долгие годы было символом неизменно высокого немецкого качества, прямо на наших глазах становится знамением тотальной деградации экономической модели ФРГ. Модели, во многом завязанной на дешёвые энергоносители, щедрым и надёжным поставщиком которых до недавних времён были СССР, а затем и Российская Федерация. Впрочем, к теме поставок газа из России мы ещё вернёмся. А пока о Германии. 

Как пишет Bloomberg, генеральный директор VAG Оливер Блюме объяснил принятое решение тем, что ФРГ как место ведения бизнеса всё больше отстаёт с точки зрения конкурентоспособности от прочих международных производственных площадок, в частности от Китая и США.

Скажу по секрету, в этом смысле Германия отстаёт и от России, но наша страна в связи с европейской санкционной политикой как место релокации немецких заводов, естественно, не рассматривается. Ну, и бог с ними. 

Разумеется, подобные новости не могли вызывать восторга у 110 тысяч сотрудников VAG, которые в одночасье лишились привилегии гарантированного трудоустройства. Председатель местного профсоюза Даниэла Кавалло уже посылает проклятия в адрес руководства концерна, а автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхёффер предрекает открытое противостояние между работниками и работодателем. 

«Я бы не исключал возможности проведения забастовки. Я думаю, что все возможно, потому что это вопрос выживания для всех. Одно можно сказать точно: у Volkswagen большие проблемы в Германии», – заявил он в интервью BILD.

Но проблема в том, что падение VW – это вовсе не частный случай, а лишь подтверждение общего кризиса германской промышленности, выйти из которого, по утверждению Spiegel, у ФРГ нет ровным счётом никаких перспектив. 

Констатируя, что экономика страны все глубже и глубже погружается в кризис, безработица растёт, потребители теряют желание и возможность покупать и даже когда-то быстро развивающиеся отрасли чувствуют себя плохо, эксперты журнала отмечают, что в столь трудные времена, как сейчас, немцы, казалось бы, могли положиться на сильную экспортную промышленность, которая рано или поздно обеспечит новый рост. Но увы, ничего такого не предвидится.

«Настроения в производственном секторе в последнее время особенно резко упали. Немецкие производители машин и автомобилей ощущают на себе последствия ослабления мирового спроса и усиления конкуренции. Старая бизнес-модель Германии больше не работает, срочно необходим новый источник роста. Обзор девяти секторов, от промышленности до гастрономии, показывает, насколько сложно их найти. Сейчас все находятся в фазе замедления или кризиса», – отмечает издание.

А по словам главы отдела исследований Института экономических исследований Ifo Клауса Вольрабе, положительного импульса для выхода из сложившей ситуации нигде не видно. 

А между тем он есть. Самый настоящий. И более того, возможность им воспользоваться зависит только и исключительно от решимости германских властей отстаивать немецкие, а не американские, как сейчас, интересы.

Помните, я говорил о поставках энергоносителей из России? Так вот, согласно данным брюссельской консалтинговой компании Bruegel, опубликованным газетой Die Welt, за второй квартал 2024 года даже в условиях антироссийских санкции страны Евросоюза импортировали больше газа из России, чем из США.

«С апреля по июнь ЕС приобрел у РФ 12,7 млрд куб. м газа, в то время как у США – 12,3 млрд. В сравнении с первым кварталом 2024 года поставки из России снизились не так сильно, как из США. Россия отныне занимает второе место по поставкам даже без газопровода “Северный поток”», – отметил обозреватель Die Welt Даниэль Ветцель. 

При этом журналист напомнил, что, несмотря на давление Вашингтона, начавшееся ещё 2019 году и имевшее целью вынудить европейцев покупать американский СПГ вместо российского трубопроводного газа, некоторые страны, вроде той же Австрии, до 90% своих потребностей покрывали за счет поставок из РФ.

По сути, они и сейчас это делают, и Германия в том числе, то теперь, как и в случае с американским, это тоже СПГ, российский СПГ, который, что естественно, стоит в разы дороже. Таким образом, выходит, что поругавшись с Москвой, Берлин так и не слез с «русской газовой иглы», о которой так любит говорить Урсула фон дер Ляйен. Вместо этого он так и продолжает покупать санкционный газ, переплачивая за него втридорога. Собственно, именно эта дороговизна и поставила на колени некогда славную германскую промышленность...

Знаете, однажды я как-то увидел запись короткой беседы обычной россиянки и среднестатистического украинца, в ходе которой последний пытался обвинить нашу страну в том, что мы-де разрушаем украинскую энергетическую инфраструктуру. На это наша соотечественница спокойно ответила: но вы же хотели избавиться от наследия «проклятого совка», вот мы вам и помогаем.

Глядя на то, что происходит в Германии, меня не покидает ощущение, что там тоже решили поскорее распрощаться со своим тёмным прошлым. И раз уж Volkswagen придумал Гитлер, значит, в демократической и со всех сторон «прогрессивной» ФРГ его быть не должно. Звучит вроде как логично, но уж больно как-то «по-украински», не находите?

Да, кстати, хвалёные немецкие автобаны тоже начали стоить во времена Третьего рейха. Может и их перекопать? А что? – Гулять так гулять…

Фото: auto.ru