ЕС и КНР на тропе санкционной войны: кто кого?

Протекционизм остаётся сильнее либеральных мантр

США и ЕС продолжают торговые споры между собой и вместе вводят ограничения на импорт китайских товаров. КНР отвечает взаимностью. В этих торговых войнах снова вскрывается несостоятельность мифологии идеологов либеральной рыночной экономики. Заодно подтверждается несостоятельность международных организаций, таких как ООН и ВТО, а также всей системы международного права. 

Нынешние торговые войны являются продолжением предыдущих. Дональд Трамп сумел на правах сильного заставить не только КНР больше закупать товаров made in U.S.A. Он также принудил Канаду, ЕС и других западных «трансатлантических партнёров» импортировать больше из США, чтобы сократить отрицательное торговое сальдо. 

Трамп как президент США поддерживал отечественных производителей, заботился о сохранении рабочих мест и, конечно же, налоговых отчислениях. В этом он не был новатором, но лишь реализатором идейного наследия кейнсианцев и продолжателем практик своего великого предшественника Рузвельта.

Протекционизм, о котором так много говорили либералы по обе стороны Атлантики в исключительно негативном ключе, оказался живее их эфемерных конструкций. Перманентные торговые войны США с ЕС и их вместе против КНР – тому наглядное подтверждение. 

Евросоюз ввёл ограничения на импорт широкого спектра китайских товаров в надежде, что Пекину нечем будет ответить. Слабая теоретическая и практическая подготовка нынешнего поколения политиков ЕС привела межгосударственное объединение на тропу войны со второй экономикой мира. 

С осени 2023 года Еврокомиссия активно искала основания для запрета стремительно растущего импорта китайских автомобилей. Формально это было обставлено как введение «запретительных пошлин». Главной целью были китайские электромобили, при том что именно ЕС задавал тон развитию электротранспорта под давлением т. н. зелёных. 

Политизированные экологи установили настоящую диктатуру в старой Европе. Они давно вышли за рамки собственно зелёной повестки. Как ни парадоксально, но именно зелёные являются самыми ярыми лоббистами войны с Россией, поставок тяжёлых наступательных вооружений преступному режиму Зеленского и т. д. 

От пацифизма и толерантности конца прошлого века у зелёных не осталось и следа. Они нанесли сокрушительные удары по реальному сектору экономики ФРГ и добились ликвидации целых отраслей. Закрыв свои АЭС, Германия импортирует электроэнергию, генерируемую на атомных электростанциях соседней Франции.

Торговая война с Китаем – из серии этого же карнавала политэкономического абсурда. Еврокомиссия 12 июня объявила о резком повышении пошлин на китайские электромобили с аккумуляторными батареями (BEV). Касается это и продукции компаний ЕС со сборочными производствами в КНР.

ЕК стреляет в BEV китайских брендов, попадая в производителей и потребителей ЕС. Согласно официальной публикации ЕС, тарифы на электромобили «трёх избранных китайских производителей будут следующими: BYD: 17,4%; Geely: 20%; SAIC: 38,1%». 

«Другие производители BEV в Китае, которые сотрудничали в расследовании, но не были включены в выборку, будут облагаться следующей средневзвешенной пошлиной: 21%. Все остальные производители BEV в Китае, которые не сотрудничали в расследовании, будут облагаться следующей остаточной пошлиной: 38,1%», – проинформировали власти ЕС.

Такие ставки вдобавок к существующему тарифу в 10% будут применяться «не позднее 4 июля» под предлогом того, что производители электромобилей в Китае получают выгоду «от несправедливого субсидирования, что создает угрозу экономического ущерба для производителей BEV в ЕС». На это лицемерие властей ЕС немедленно отреагировали китайские фирмы, указавшие правительству КНР на широко распространённую практику субсидирования в ЕС, включая сельхозпроизводителей, ВПК и т. д. 

Упомянутая SAIC с 48,1% пошлины с июля – это крупная госкомпания, ранее известная как Shanghai Automotive. Она производит такие бренды, как MG и IM и лидирует на рынке электромобилей в Германии. При этом Volkswagen AG в сентябре объявил о сокращении производства электромобилей на двух немецких заводах из-за якобы падения спроса в ЕС и снижения госсубсидий. Второе обстоятельство ЕК замалчивает в контексте торговой войны с КНР.

Однако подлинная причина фиаско знаменитого немецкого концерна не только в ЕС, но и в КНР другая – цена. Прямая вина в этом бюрократии ЕС, «радужного» правительства Олафа Шольца и русофобской Еврокомиссии. Именно они создали для WV и в целом промышленности ЕС такие условия, при которых промышленники лишились недорогих российских энергоносителей, испытывают дефицит в дешёвом сырье и рынках сбыта. Один только WV на вынужденной продаже одного только калужского завода за примерно десятую часть стоимости разово потерял более миллиарда евро. Упущенная прибыль в целом от сворачивания бизнеса в РФ ещё больше. 

«Суммарные потери мировых автобрендов, покинувших российский рынок либо приостановивших свою деятельность в нашей стране, составляют примерно 38,5 миллиарда долларов», –  сообщал в ноябре 2022 года журнал Авто.ру на основе публичных сообщений об убытках.

Однако есть и объективные факторы. В частности, упомянутый «Фольксваген» неконкурентоспособен по соотношению цена/качество. Поэтому провалились проекты выпуска электромобилей этого бренда не только в Словакии, но в Китае, где есть всё, включая квалифицированную рабочую силу дешевле, чем в ЕС. Те же проблемы и у других западных производителей. 

Китайские компании сильно подтянули качество и очень привлекательны по цене. Поэтому против них ополчились производители ЕС и США. Поэтому Вашингтон и Брюссель ищут, но не могут найти хоть какие-то не совсем смешные предлоги для лишения своих потребителей доступа к лучшим товарам из Поднебесной. 

Евростат констатировал продажи в ЕС за 2023 год более 437 тыс. новых BEV китайского производства. В деньгах это около 10 млрд евро. Европейская федерация транспорта и окружающей среды прогнозирует, что в 2024 году четверть рынка ЕС новых электромобилей будут made in China. 

Урсула фон дер Ляйен утешает соотечественников тем, что Джозеф Байден удвоит тарифы на BEV китайской сборки (включая бренды США). Наверное, это должно как-то утешить не самых богатых потребителей. 

Си Цзиньпин приготовил для них ещё одну плохую новость: китайские производители электромобилей просят добавить 25% на импортируемые из ЕС автомобили с ДВС. Таковых в КНР ввезено в 2023 году около 250 тыс. 

Но и это ещё не всё. Минторг КНР сообщил 17 июня о начале антидемпингового расследования в отношении импортируемой из ЕС свинины. Министерство заявило, что Еврокомиссия «в одной руке держит знамя зеленого развития, а в другой – протекционист­скую дубинку, занимаясь политизацией торгово-экономических вопросов и используя их в качестве оружия». ЕС уже сейчас пора думать, куда пристроить около 25% своего агроэкспорта. 

По данным Bloomberg и Politico, при осуществлении угроз Пекина ежегодно ЕС может терять около $2 млрд на свинине и в 10 раз больше на автомобилях. Более 20% прибыли Porsche, Mercedes и BMW формируются в Китае.

Китайские компании развернули масштабные производства сельхозпродукции по всему миру. Россия и Белоруссия наращивают экспорт в КНР. Люксовые иномарки для Китая совсем не проблема. Дефицита продовольствия на китайском рынке гарантированно не будет. Однако кто построит автозаводы в пяти странах ЕС вместо китайских инвесторов? 

ЕК не может ответить. Зато инициирует повышение пошлин на китайские солнечные панели и белую жесть. КНР отвечает зеркально – расследованиями на поставки из ЕС полиформальдегида, мясомолочной и алкогольной продукции. 

В санкционной войне ЕС с КНР нарастает лавинообразный эффект. В это же время США приглашают европейских и китайских производителей снять головные боли переносом производств за океан, где и сырьё дешевле, и налоги комфортные, и рабочей силы в избытке, и стабильно высокий платежеспособный спрос на огромном рынке. В таких обстоятельствах, с учётом войны против России на украинском поле с вовлечением ЕС, актуализируется извечная римская сентенция о поиске выгодоприобретателя (cui prodest).