Подписание соглашения между Россией и Ираном в присутствии Владимира Путина по видеосвязи

Российско-иранское соглашение о строительстве железнодорожной линии Решт – Астара

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

17 мая 2023 года в Тегеране было подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и пправительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт – Астара на территории Ирана для развития перевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг».

В церемонии подписания соглашения приняли участие по видеосвязи президент России В.В. Путин и президент Ирана Ибрахим Раиси. Обращаясь к присутствующим на церемонии, президент России отметил: «Подписание российско-иранского соглашения даёт старт реализации действительно масштабного проекта по созданию международного транспортного коридора «Север – Юг». Мы много говорили о значимости выстраивания этой сквозной транспортной артерии, которая призвана связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. Напомню, что принципиальное решение о совместной работе России и Ирана в этом направлении было принято в ходе переговоров на высшем уровне в Тегеране в июле 2022 года.

Сегодня же мы являемся свидетелями того, что эта идея, наконец, начала воплощаться в жизнь. Между иранскими городами Рештом и Астарой будет проложена железнодорожная линия протяжённостью 162 километра. Казалось бы, это небольшой участок, но её ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное железнодорожное сообщение по всей протяжённости маршрута «Север – Юг». То, что мы успешно взаимодействуем в рамках столь крупного проекта, отражает высокий уровень, плодотворный, взаимовыгодный характер российско-иранских отношений. И в России, и в Иране укреплению торгово-экономических и других двусторонних связей придаётся действительно первостепенное значение. Эти связи выстраиваются на принципах добрососедства, уважения и учёта интересов друг друга».

МТК

МТК "Север - Юг" в сравнении с традиционным обходным маршрутом через Суэцкий канал

Уникальная транспортная артерия «Север – Юг», частью которой станет железная дорога Решт – Астара, поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. Например, доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи (Индия) займёт всего около 10 суток вместо 30-45 суток, если следовать по традиционным торговым маршрутам. Заметно вырастут и объёмы грузопотоков, будет укрепляться транзитный потенциал России и Ирана, чьи товары получат более удобный и разнообразный по географическим направлениям доступ к внешним рынкам.

Новую магистраль имеется в виду задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, предназначенной для потребителей в Иране и других странах Персидского залива и Африки. Этот транспортный коридор внесёт осязаемый вклад в обеспечение продовольственной безопасности.

Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана. Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору «Север – Юг», и более интенсивная загрузка портов двух стран стимулируют становление сопутствующих видов бизнеса. Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров. А это значит, что появятся и новые рабочие места, повысится и инвестиционная привлекательность российских и иранских регионов, через которые будут пролегать новые транспортные магистрали.

В ответном слове президент Ирана отметил: «Несомненно, данное соглашение является очень серьёзным шагом в стремительно развивающимся двустороннем сотрудничестве Ирана с Россией. Этот коридор и все страны, которые подключены проекту – и на западной части, и на восточной части данного коридора, – на самом деле это и есть символ дружбы многопланового характера между нашими странами. Данный проект придаст большой импульс развитию всестороннего сотрудничества.

Я бы хотел подчеркнуть, что у этого проекта есть три ветки. Российская Федерация, Казахстан, Туркменистан и Иран – это восточная ветка. Общими усилиями данный маршрут уже действует.

Центральная ветка, через Каспийское море, – большой потенциал. Мы должны усиливать возможности в наших портах, мощность портов. С участием российских компаний это тоже действует и работает.

Западная ветка пока ещё отсутствует. Реализацией данного соглашения мы сможем восполнить этот пробел, чтобы у нас были три действующие ветки, через которые могли бы провозить товары и продвигать наши проекты… Действительно, это только один возможный проект, о котором только что мы смогли договориться, но подобных проектов много.

Есть и другой проект между Ираном, Пакистаном и Турцией. Мы должны усиливать железнодорожную инфраструктуру между Ираном и Ираком. Все усилия приложены по этому пути. Или [путь] из порта Чабахар в Персидском заливе до Каспийского моря, а затем через территорию Российской Федерации и затем по европейскому маршруту. Это всё возможные варианты сотрудничества с такой большой страной, как Российская Федерация. Я думаю, что все эти проекты будут в торговых и экономических интересах наших стран. Я в этом уверен. У нас большой экономический потенциал… Мы должны задействовать все силы, средства и возможности, чтобы реализовать все эти проекты».