Особые законы большой войны

Особые законы большой войны

Пока ещё осталось немного времени...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Из Ирана пришла новость, которая еще недавно была бы воспринята у нас с иронией. А сегодня на фоне того, как беспилотники, похожие на иранские, громят на фронте СВО наших врагов, уже не до насмешек.

«В Иране в состав Военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции (ВМС КСИР) официально вошла новая плавучая база "Шахид Махдави" (Shahid Mahdavi), созданная путём перестройки гражданского судна, в данном случае бывшего контейнеровоза Sarvin дедвейтом более 41000 тонн. Названа она в честь военнослужащего ВМС КСИР Надера Махдави, погибшего в одном из боестолкновений на море с американцами в 1987 г. Это многоцелевой корабль длиной 240 метров и шириной 32 метра, на который установлены артиллерийские установки и ракетные комплексы, он способен нести различные легкие лодки и катера, БПЛА и вертолеты».

Некоторое время назад, но в другую историческую эпоху, то есть до начала СВО, автор этих строк написал статью, над которой местные «военные эксперты» тоже иронизировали. Хотя речь там шла о простых, в общем-то, вещах. О том, что в военное время «не до жиру, быть бы живу». И что в бою сгодится всё, что на пользу делу.

Конкретно в том материале 2020 года говорилось об уникальном опыте учебного морского десанта на Каспии, в ходе которого смекалистые моряки Каспийской флотилии, находясь в стесненных обстоятельствах по причине отсутствия штатных десантно-высадочных средств, придумали спускать плавающие БТР на воду с борта неприспособленного для этого судна: «Завидную изобретательность проявили моряки российской Каспийской флотилии в ходе недавних стратегических учений «Кавказ-2020». Пожалуй, впервые в истории морских десантных операций десантирование боевой техники проводилось с борта плавучего крана-погрузчика. Десять бронетранспортёров морской пехоты БТР-82А был размещены на палубе транспорта вооружения ВТР-79 проекта «Дубняк» и ещё пять на ВТР-179. С палубы плавсредств БТР по одному с помощью крана опускали на поверхность моря, где они выстраивались в боевую линию и двигались в сторону берега.

Относительная безопасность этой уникальной для современного флота операции обеспечивалась тем, что спуск бронетехники на воду происходил на закрытом от прицельного огня противника борту корабля. К тому же передовые позиции неприятеля на берегу к этому времени уже были подавлены первой волной десанта и боевыми вертолётами».

Повторю, тогда этот учебно-боевой опыт был воспринят, мягко говоря, скептически. И вот грянула СВО, наступила новая эпоха. Потребности армии измеряются уже не учениями или расчётом организаторов военного парада. В такую эпоху враг не прощает недоработок и не дает времени на их исправление.

В 2019 году мне приходилось писать и о проблемах, которые могут возникнуть с нашими суперсовременными и в то же время сверхсложными авиационными комплексами, каковых у нас так немного именно оттого, что они столь сложны в производстве и эксплуатации.

«Основная проблема, связанная с производством современных полноформатных авиационных ударных комплексов, заключается в чрезвычайной сложности технологической цепочки их выпуска, включающей сотни заводов и прочих смежников. В условиях войны эта цепочка становится весьма уязвимой и может полностью выйти из строя даже в случае утраты одной или двух ключевых производственных площадок… А это обстоятельство в свою очередь переводит вопрос о выпуске упрощенных, дешевых и достаточно массовых (ибо только массовость заменит недостающее качество) боевых самолетов из плоскости абстрактно-вкусовых в плоскость вынужденных и фактически безальтернативных решений.

Можно сколько угодно толочь воду в ступе, доказывая бесспорное превосходство тяжелых универсальных авиакомплексов типа того же Су-34, или даже Су-25. Но что толку, если после серии высокоточных ударов и разрыва технологических цепочек, производить их будет просто негде? Ровно то же самое касается и проблемы аэродромов. Нынешние комфортабельные бетонные полосы, с которых так красиво взлетают наши «суперпепелацы», уже на вторую неделю войны останутся только в ностальгических воспоминаниях. А эта авиация даже с приличных шоссейных дорог не очень-то приспособлена воевать. Не говоря уже о грязных и пыльных грунтовых площадках. А ведь именно они были главными аэродромам «подскока» для фронтовых штурмовиков времен второй мировой».

О необходимости идти именно по такому пути – максимального упрощения, удешевления и массовости боевых систем думали еще в советские времена. И разрабатывали соответствующие проекты.

«В конце восьмидесятых годов у военного руководства страны получила распространение концепция, что в случае ядерного удара по СССР, Союз распадался на четыре промышленно изолированных региона — Западная область, Урал, Дальний Восток и Украина. По планам руководства каждый регион, даже в тяжёлых постапокалиптических условиях должен был иметь возможность самостоятельно производить недорогой самолет для нанесения ударов по противнику. Этим самолётом и должен был стать легко-воспроизводимый штурмовик».

Легкий штурмовик проекта Т720 1980-х годов

У полноценной большой войны другие правила, нежели у ограниченных спецопераций, не говоря уже о военных манёврах. Большая война требует оружия как можно больше, как можно быстрее и как можно дешевле. Именно для того, чтобы его было больше.

Можно, конечно, в мирное время строить один суперсложный авианосец или универсальный десантный корабль двадцать лет или, например, десяток суперсовременных истребителей в год. А если таких кораблей требуются десятки, а самолетов многие сотни? И не через годы, а сейчас? Что тогда?

Вот иранцы и показывают, что тогда: использовать всё, что есть под рукой, всё, что мало-мальски подходит. Тот же контейнеровоз перестроить в десантный вертолетоносец. Или наделать огромное количество миниатюрных катеров, каждый из которых своей ракетой может проделать большую дыру в американском «супер-пупер» корабле за 10 миллиардов долларов. И делать это лучше еще до начала войны.

Это именно то, что придётся делать любой стране, которая втянется в большую войну.

Какой смысл громоздить сверхсложные, дорогостоящие проекты, если на войне они, скорее всего, окажутся одноразовыми? Если в серьёзной войне могут быть уничтожены производственные цепочки, без которых создание таких уникальных конструкций в принципе невозможно.

Думать об этом надо уже сегодня. Пока еще осталось немного времени.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться