Оранжевая революция в Киеве выбросила Украину из процесса евразийской интеграции и замедлила его

Об одной сорванной попытке участия Украины в евразийской интеграции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

29 марта 1996 года главы Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, который вступил в силу 6 января 1997 года (27 ноября 1998 года к нему присоединился Таджикистан, 2 июня 2006 года – Узбекистан). Государства-участники Договора решили направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике и социальной сфере при соблюдении суверенитета, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга.

26 февраля 1999 года, опираясь на предыдущие договоренности, главы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали ещё один договор – Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков было определено содержание следующих этапов интеграции:

– на первом этапе обеспечить в полном объеме реализацию режима свободной торговли, в частности неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров;

– на втором этапе создать Таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;

– на третьем этапе предполагалось сформировать Единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

После длительных колебаний о желании присоединиться к интеграционному процессу заявило руководство Украины, для экономики которой зависимость от российского рынка была и оставалась критической. Другие участники поддержали эту инициативу, и 19 сентября 2003 года в Ялте было подписано Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной о формировании Единого экономического пространства и утверждена Концепция формирования ЕЭП, она представляла собой программу мер по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП)  Беларуси, Казахстана,  России и Украины с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.

В этом Соглашении было определено, что ЕЭП в формате четырех государств формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства. Стороны присоединяются к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом каждая Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к таким международным договорам. Ни одна не может препятствовать другим Сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

В Концепции формирования Единого экономического пространства уточнялось, что при разноскоростной интеграции каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятий оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединиться к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню международных договоров. Для присоединения государств к действующим в рамках ЕЭП международным договорам требуется согласие всех государств-участников этих международных договоров. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий ЕЭП, определенных в Концепции.

В соответствии с Концепцией разноскоростной интеграции было установлено, что более поздние сроки присоединения какого-либо участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП. С учётом различной степени интеграции государств-основателей ЕЭП сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции должны были определяться каждым государством-участником самостоятельно. Соответственно, ЕЭП формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

Соглашение о формировании Единого экономического пространства от имени Украины было подписано Л. Кучмой. Однако вслед за этим в Киеве разразилась «оранжевая революции», и 26 декабря 2004 года руководство Украиной перешло к В. Ющенко. Этот проамериканский политик взял курс на разрыв существовавших до этого связей с Россией во всех сферах, включая экономическую. Подписанное Л. Кучмой и ратифицированное украинским парламентом четырехстороннее Соглашение о Едином экономическом пространстве фактически перестало действовать.

В результате в апреле 2006 года на встрече со своим казахстанским коллегой президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что Россия будет создавать ЕЭП без Украины в формате «тройки» (с Казахстаном и Белоруссией). «Оранжевый переворот» в Киеве и выпадение Украины из процесса  интеграции существенно сузили его экономический потенциал, но отменить тенденцию к интеграции уже не могли.