Саудовская Аравия в сирийской войне: блеф и реальность

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

16 февраля, выступая в Европарламенте в ходе своего визита в Брюссель, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф предостерег Саудовскую Аравию (КСА) от размещения сухопутных сил в Сирии, заявив, что вмешательство Эр-Рияда в сирийский конфликт будет расценено как нарушение международного права. В этих словах было скрытое предупреждение саудовским властям о недопустимости вмешательства в военные действия в Сирии. Открытым, однако, остаётся вопрос, а насколько вообще возможно полноценное участие саудовских вооруженных сил в военной операции. 

До прошлого года саудовская армия участвовала только в одном масштабном вооруженном конфликте. Это была операция «Буря в пустыне», предпринятая в 1990 году против Ирака американской коалицией. Однако хотя командующим полумиллионным воинством в 1990 году числился саудовский принц Халед бин Бандар, фактически военной операцией руководил американский генерал Норман Шварцкопф. Саудовский принц отметился в основном заключением сделок о поставках американского оружия на огромную сумму, при этом личные комиссионные принца составили порядка 4 миллиардов долларов, что вынудило даже снисходительного к шалостям родственников короля Халеда бин Абдельазиза снять принца с поста министра обороны и возбудить против него расследование.

Второй крупной операцией саудовской армии стало вторжение в Йемен, начавшееся в марте 2015 года. В результате только прямые потери мирного населения Йемена составили 2,5 тысячи человек, а экономика и инфраструктура этой беднейшей арабской страны оказались разрушены полностью. Что касается военных успехов Саудовской Аравии в Йемене, они более чем скоромны. Последним военным успехом саудитов стало взятие южной столицы страны - Адена в июле прошлого года. Даже в Таизе, где население враждебно относится к хоуситам, саудовской коалиции не удалось установить контроль над городом. 

Если бы саудиты лучше знали историю и вспомнили о фиаско, которое потерпели в этих местах в ХVI веке португальцы, в XVII и XIX веках - турки, в ХХ веке - англичане и египетская армии Насера, они вряд ли бы с такой легкостью начали вторжение в Йемен. В условиях затяжной йеменской войны открытие Эр-Риядом второго фронта в Сирии - заведомо проигрышное предприятие.

Однако отсутствие боевого опыта и военной стратегии ещё полбеды. Для крупной войны нужны деньги, а королевство из-за падения цен на нефть испытывает серьезные финансовые проблемы. После начала «арабской весны» в 2011 году покойный король Абдалла объявил о грандиозных социальных программах на общую сумму около 72 миллиардов долларов. Программы включали в себя создание государственной пенсионной системы, строительство дешевого жилья, создание 90 000 новых рабочих мест (главным образом в государственной службе и силовых структурах), развитие депрессивных регионов. Главной целью было стремление купить лояльность народа ввиду угрозы антиправительственных выступлений. 

О степени зависимости экономики Саудовской Аравии от нефти говорит и тот факт, что бюджет королевства на 2016 год сверстан с дефицитом в 60 (!) миллиардов долларов. Помимо социальных программ угрозе подвергается саудовская помощь сателлитам в арабском мире, позволяющая Эр-Рияду покупать союзников для борьбы с Ираном. По неофициальным данным, вливания саудовцами денег в «друзей» составляют 30 миллиардов долларов в год. Сюда входят льготные кредиты военному правительству Египта, займы Пакистану, субсидии монархам Бахрейна и Иордании, позволяющие держать на плаву их хрупкие режимы, деньги на подкуп племенных шейхов в Йемене. Отдельной строкой проходит помощь террористам в Сирии и Ираке. Правда, королевство располагает стабилизационным фондом в 652 миллиарда долларов, но при таких расходах этот фонд будет полностью исчерпан за 8-10 лет. И что потом?

Не полагаясь на собственные силы, в декабре прошлого года Эр-Рияд объявил о создании антитеррористической коалиции в составе 34 государств. Название «антитеррористическая» не должно вводить в заблуждение: своим острием это рыхлое объединение направлено не против «Аль-Каиды» или «Исламского государства», а против главного геополитического противника Саудовской Аравии – Ирана. К тому же у Эр-Рияда не ладится с наиболее боеспособными партнерами. Уже в начале йеменской кампании в ней отказались участвовать Пакистан и Египет. У Пакистана слишком много внутренних проблем, в том числе в беспокойной Северо-Западной провинции. Кроме того, Исламабад не хочет портить отношения с соседним Ираном. Египет занят борьбой с террористами на Синае и тем, что пытается распространить своё влияние на Ливию. Монархические Иордания и Марокко, не отказываясь от предложений Эр-Рияда, хотят получить саудовскую финансовую помощь, но не торопятся отправлять своих подданных в качестве пушечного мяса в Сирию. Остаются экзотические союзники - Судан, Сомали, ещё Коморские острова, но об их военном потенциале умолчим. 

Заявленная саудовская операция в Сирии больше всего похожа на блеф. Да, Эр-Рияд сумел приобрести едва ли не преобладающее влияние на сирийскую вооруженную оппозицию; у королевства есть союзники почти во всех сегментах антиправительственного лагеря: от относительно умеренного Сирийского революционного фронта до «Джабхат ан-Нусры» (несмотря на то, что последняя объявлена в КСА террористической организацией, а подданным королевства запрещено воевать на ее стороне, без саудовской помощи боевики «Ан-Нусры» не взяли бы Идлиб в мае прошлого года). В то же время последние успехи сирийской армии изрядно поколебали вооружённых противников Башара Асада. Боевики сдают одну позицию за другой, сейчас для них речь идёт не о продвижении на новые территории, а об удержании ими насиженных мест. Военные поражения уменьшают и шансы «оппозиции» на переговорах. В таких условиях не остается ничего иного, как стукнуть кулаком по столу и пригрозить прямым военным вмешательством. Принесёт ли этот приём успех, покажет время. 

Александр КУЗНЕЦОВ - заместитель директора Института прогноза и политического урегулирования (Москва)