Армения и Таможенный союз: согласование интересов и взаимная выгода

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сближение Армении с евразийским интеграционным объединением – Таможенным союзом (ТС) начинает приобретать реальные очертания. В ходе октябрьских переговоров в Минске Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к ТС. «Мы поддержали намерение Армении присоединиться к нашему интеграционному проекту. Создана рабочая группа, которой поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить соответствующую дорожную карту», - отметил В. Путин. В ходе заседания был принят документ «О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», подписано заявление об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе. Приступила к своей деятельности профильная рабочая группа, и, по словам первого вице-премьера России Игоря Шувалова, документы для вступления Армении в Таможенный союз будут готовы к маю 2014 года, то есть к моменту заключения договора о создании Евразийского экономического союза: «Одновременно формируя проект договора о Евразийском экономическом союзе, мы можем договориться с кандидатами, которые вступают в Таможенный союз, о том, что основные положения этого первого уровня интеграции можно согласовать к маю будущего года».

Еще более оптимистичен замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, отметивший, что «до февраля Армения будет практически готова к подписанию договора о присоединении к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству, и уже к непосредственному вовлечению в процесс формирования Евразийского экономического союза».

19 декабря Высший евразийский экономический совет должен утвердить дорожную карту вступления Армении в ТС, которую разрабатывает профильная рабочая группа… Подписание договора о вступлении в ЕС означает присоединение Армении к почти сотне межгосударственных договоров и соглашений, в том числе имеющих сугубо прикладное значение.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян рассматривает участие своей страны в Таможенном союзе как «новое окно возможностей», напоминая о простой истине: «...изолированность от интеграционных процессов на евразийском пространстве приведет к потере конкурентоспособности, более того, может обернуться возникновением определенных ограничений для нашего сотрудничества, что будет мешать нашим стратегическим, партнерским отношениям в ОДКБ».

Процесс сближения Армении с Таможенным союзом является важным фактором развития российско-армянских двусторонних отношений. Рынок сбыта армянской сельскохозяйственной и иной продукции – это и Белоруссия, и Казахстан, развивающие экономическое сотрудничество с Арменией по различным направлениям, но основным инвестором в большинство секторов армянской экономики является Россия. «На сегодня в Армении имеется порядка 2 млрд. долларов российских инвестиций. Это 41% всех иностранных инвестиций, которые сосредоточены в ключевых секторах. Это сфера энергетики, транспорт, дистрибуция газа, цветные металлы, и этот тренд будет продолжаться», - напоминает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Выгоды для Армении от предстоящего вступления в Таможенный союз очевидны. Речь идёт не только о согласовании пошлин (вплоть до их обнуления по таким товарным позициям, как импортируемые Арменией газ, уран, необработанные алмазы), но и о снятии различных технических барьеров, тормозящих развитие производственной кооперации. В свою очередь применение Арменией правил регулирования в рамках ТС (что подразумевает, например, повышение пошлин для импортируемой из Европы сельхозпродукции) исходит из интересов местных производителей, получающих таким образом ясные преимущества на рынке. Общий же потенциал роста экономики Армении в результате присоединения к ТС оценивается примерно в 4,5 %, а возникающие в отдельных случаях риски могут быть успешно минимизированы путём переговоров и взаимных согласований. Значительные преимущества будут получены благодаря крупным инфраструктурным проектам. Так, возведение новой атомной электростанции позволит не только сократить зависимость от импорта энергоносителей, но и увеличить экспорт электроэнергии в соседние страны.

«После вступления в ТС Армения одномоментно получит огромную финансовую выгоду более чем в 100 млн. долларов в год за счет снятия экспортных пошлин на газ, нефтепродукты и алмазное сырье, поставляемое в Армению», - считает бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко. Снижение цены на российский газ станет подспорьем для всей экономики, а модернизация и перезапуск завода «Наирит» и ряда других предприятий снизит безработицу, как и развитие малого и среднего бизнеса. «Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 15-20 %, у нас этот показатель колеблется в пределах 8-9 %. В России сегодня доля промышленности в ВВП составляет порядка 50 %, у нас - около 20 %. Рост нашей промышленности и экспорта позволит развить малый и средний бизнес вокруг совместных предприятий», – полагает глава Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян. По его словам, благодаря созданным в странах-членах ТС условиям армянскую продукцию или услуги можно будет с легкостью экспортировать в эти страны. По данным трёх кварталов текущего года экспорт из Армении в страны Таможенного союза увеличился почти на четверть. Наконец, с потеплением российско-грузинских отношений возрастают шансы коммуникационного коридора «Север – Юг» с участием Армении.

Общий же эффект от новых инвестиционных проектов (транспортная сеть, энергетика, строительство, малый и средний бизнес) может, по оценке профессора Ашота Тавадяна, составить примерно 600 млн. долларов. Не следует сбрасывать со счетов и поступления от трудовых мигрантов из России, сопоставимые с государственным бюджетом Армении. Разумеется, свои преимущества получит и российская сторона, что сведёт к минимуму разговоры о том, что евразийский интеграционный проект является, мол, очередной формой безвозмездного субсидирования российской экономикой бывших советских республик, а ныне независимых государств.

По данным социологических опросов, абсолютное большинство жителей Армении относятся к решению о вступлении в Таможенный союз положительно. При этом только около одной десятой респондентов располагают информацией о том, что, собственно, представляет собой данное интеграционное объединение. Определяющее значение здесь имеет доверие армянских граждан к России. На жёстком противопоставлении евразийского и европейского направлений внешней политики Армении настаивает, на самом деле, очень немногочисленная, хотя непомерно активная часть общества. В то же время элементы неоколониализма в политике Евросоюза на восточном направлении, а также, например, звучащие из Брюсселя предложения о легализации однополых «браков» уже сейчас встречают резкое неприятие в армянском обществе. В дальнейшем сопротивление армян попыткам навязать им подобные «европейские ценности» будет только возрастать.

Опасности для развития экономики страны нужно видеть в другом. В настоящее время армянская экономика крайне монополизирована и пронизана коррупцией, что мешает бизнесменам армянского происхождения – не важно, из Европы, России или из Америки – развернуть в Армении широкую предпринимательскую деятельность. Разговоры же о том, что коррупцию можно одолеть с помощью евроинтеграции, вызывают лишь улыбку. Конечно, проповедников безоглядного «евроинтегризма» не волнует, что в страны ЕС более чем на 80 процентов поставляется из Армении сырьё (прежде всего горнорудное), а ввозится в Армению продукция с более высокой добавленной стоимостью. Развитие отраслей национальной экономики, способных экспортировать на рынки ТС, главным образом, готовую продукцию, не в интересах этих адептов евроинтеграции.

Сейчас в Армении довольно много пропаганды, которая пытается связать дальнейшее ухудшение социально-экономического положения большинства граждан страны не с её внутренними проблемами (в силу своего географического положения и вовлечённости в неурегулированный конфликт республика испытывает трудности особого рода), а с происками «коварных русских», задумавших-де лишить Армению суверенитета. Высказываются, например, опасения по поводу того, что вступление Армении в Таможенный союз приведёт к повышению пошлин на импорт из стран, не являющихся его членами, что сделает стоимость жизни в стране ещё выше. Между тем Армения вот уже несколько лет является членом ВТО, куда она поспешила вступить, мягко говоря, отнюдь не на самых выгодных для себя условиях. Недаром посол США в Ереване господин Хефферн всячески подчёркивает, что сотрудничество Армении с Таможенным союзом будет осуществляться исключительно в рамках ВТО. Между тем куда более продуктивным было бы рассматривать Таможенный союз как площадку, которая в перспективе открывает возможность принципиально улучшить условия членства Армении во Всемирной торговой организации.

Присоединение Армении к Таможенному союзу, в отличие от ассоциации со слабеющей европейской квазиимперией (где даже мельчайшие детали общественно-экономической жизни регулируются директивами Еврокомиссии), не влечёт ограничение политического суверенитета – хотя бы в силу того, что у Армении сохраняется свой, самостоятельный голос. Полноправное участие в Таможенном союзе укрепит региональные позиции ближайшего военно-политического союзника и экономического партнёра России на Кавказе, слабые же союзники России вряд ли нужны. Армения вполне способна стать «мостом», соединяющим рынки Таможенного союза и Ближнего Востока. Предстоящий визит в республику президента России Владимира Путина придаёт разноплановому и многоуровневому сотрудничеству наших стран дополнительный импульс и, как ожидают, выведет его на качественно новый уровень.