Совместная ЕвроПРО: кооперация или конфронтация? (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последнее время российское военно-политическое руководство сделало несколько публичных заявлений критического характера по поводу позиции Вашингтона и штаб-квартиры Североатлантического альянса в Брюсселе, занятой ими на проводящихся консультациях по вопросу создания совместной с Россией системы ПРО США / НАТО.Подобную точку зрения высказали Президент и Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин, глава российской дипломатии Сергей Лавров, руководитель Министерства обороны Анатолий Сердюков.

Так, отвечая на вопросы журналистов во время саммита АТЭС в Гонолулу 14 ноября этого года, Дмитрий Медведев отметил, что в целом он доволен переговорами с Бараком Обамой за всю трехлетнюю историю взаимоотношений двух лидеров. В частности, достижениями стали подписание Договора СНВ-3 и договоренности о вступлении России в ВТО. Однако вопрос создания системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) так и остается нерешенным в российско-американских отношениях, считает глава российского государства. «Что касается ПРО, – заявил он, – то по этому вопросу у нас ситуация гораздо более сложная… К сожалению, сейчас соглашений никаких нет, и нам не очень понятно, что предлагают наши партнеры. Думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия реагирует на все проблемы, связанные с европейской ПРО. Оценки я уже давал… но я думаю, что в ближайшее время мне придется дать развернутую оценку того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года».

2015 год был упомянут российским президентом не случайно. Как заявил на слушаниях американского Конгресса директор Агентства США по ПРО генерал-лейтенант Патрик О’Рейлли, к этому сроку Пентагон будет располагать в общей сложности 905 ракетами-перехватчиками системы ПРО. После этого временного рубежа произойдет резкое наращивание противоракетных средств США и НАТО в Европе в непосредственной близости от российских границ.

Проведенные до сих пор консультации по проблематике ЕвроПРО на двустороннем треке (Россия - США) и в многостороннем формате (Совет Россия - НАТО), а также разъяснения, которые неоднократно давали и американский президент Барак Обама, и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, показали, что США и ведущие государства-члены трансатлантического блока, располагающие противоракетным потенциалом, не желают видеть Россию в качестве полноправного партнера в реализации столь амбициозного проекта, который еще никогда не осуществлялся за всю историю российско-американских и российско-натовских отношений. Россию приглашают помочь только своими информационными ресурсами и реализовать американский ударно-боевой дизайн, в процессе реализации которого Москва будет полностью лишена возможности участвовать в принятии решений о запуске ракет-перехватчиков, да еще неизвестно против каких государств мира (из 30 потенциальных «врагов» в НАТО назвали только Иран и КНДР).

Главной причиной отказа ведущих стран Запада привлечь Россию к более полноправному сотрудничеству в указанной сфере является то, что создаваемая многослойная и широко разветвленная система ПРО США и НАТО в Европе, первый этап которой в текущем году уже практически завершен, направлена против национальных интересов Российской Федерации и предназначена для снижения эффективности ее стратегических ядерных сил. На этот счет у российского военно-политического руководства нет никаких сомнений.

Аналогичных суждений придерживаются и некоторые западные аналитики. Как следует из опубликованного в сентябре с/г доклада экспертов по ПРО из Федерации американских ученых, американско-натовская ЕвроПРО даже при уровне своей эффективности в пределах 20 процентов может серьезно затронуть большую долю российского ядерного арсенала, а при 100-процентом КПД – его значительную часть. В то же самое время даже при неполном использовании ударно-боевых средств глобальной системы ПРО США будет полностью девальвированы китайский и индийский стратегические ядерные арсеналы, что также может повлиять на глобальный стратегический баланс.

Подобный сценарий имеет существенное значение, так как ни Вашингтон, ни штаб-квартира альянса до сих пор не дали России никаких письменных и юридически обязывающих гарантий о ненаправленности против неё создаваемой системы ЕвроПРО, в открытую заявляя, что никогда не пойдут на это.

Более того, с целью дискредитации возможностей России в противоракетной сфере и пропагандистского прикрытия своих противоракетных планов в двух указанных столицах в последнее время параллельно запущен тезис о том, что российские средства ПРО якобы, вообще не могут участвовать в создании совместного противоракетного щита, поскольку, мол, «не достигли соответствующего уровня со средствами перехвата баллистических ракет, имеющимися у стран Запада». Однако если Россия не в состоянии выделить какие-то противоракетные средства в совместный ЕвроПРОект, то зачем же ведущим странам НАТО приглашать ее к участию в нем?

Тем временем, игнорируя российские озабоченности в сфере усиления американских средств ПРО в Европе, Вашингтон продолжает оформление двусторонних договоренностей о развертывании совместных компонентов ПРО или проработку отдельных элементов сотрудничества с другими государствами мира. В общей сложности в этой программе в разной степени задействованы 28 стран – как входящие в НАТО, так и не являющиеся членами этого военного блока. Отрабатываются элементы практического взаимодействия по ПРО между пятью ведущими натовскими странами – Великобританией, Францией, ФРГ, Нидерландами и Италией. В интересах функционирования глобальной системы ПРО широко задействованы РЛС предупреждения о ракетном нападении, размещенные на территории Великобритании, Дании и Норвегии, которые подверглись основательной модернизации (они всегда «работали» против СССР, а сейчас - против России). Достигнуты договоренности о развертывании ударно-боевых противоракетных средств США с Испанией, Польшей и Румынией, а радаров системы ПРО – с Турцией. Вашингтон активно обхаживает на предмет участия в ЕвроПРО Украину. О своей готовности установить американскую противоракетную РЛС на своей территории активно напоминает о себе Грузия.

Для сравнения: Россия не размещает своих противоракетных сил вблизи территории США. Как уже не раз констатировалось Москвой на самом высоком уровне, она не намерена делать это и в будущем.

В то же время США в 2012 году уже приступят ко второй фазе их «поэтапного адаптивного плана» о развертывании системы ЕвроПРО. Примечательно, что в этом году к ней добавилась морская составляющая ПРО: у берегов европейского континента появились американские корабли с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») и ракетами-перехватчиками повышенного радиуса действия, которые смогут перехватывать баллистические ракеты, имеющие дальность стрельбы 3000-5000 км.

О том значении, которое Вашингтон придает развитию морской системы ПРО, по существу, являющейся глобальной противоракетной системой, говорит тот факт, что к 2015 году на нее уже придется свыше 48 процентов от общего количества из тех 905 ракет-перехватчиков, которые будут развернуты Соединенными Штатами к этому времени. Об этом было четко заявлено в Конгрессе США нынешним директором национального Агентства по ПРО. Следует принять во внимание, что такой корабельный «противоракетный довесок» (а в абсолютных цифрах это 436 ракет-перехватчиков) через четыре года станет еще более внушительным, так как в будущем «потяжелеет» еще в несколько раз. Это приведет к значительному увеличению доли корабельных систем ПРО США в их общем противоракетном балансе. По нашим оценкам, к 2020 году отмеченный показатель уже может возрасти до 65-70 процентов от всех ракет-перехватчиков США.

Следует принять во внимание, что если в настоящее время ВМС США располагают 22 боевыми кораблями (6 крейсеров и 16 эсминцев) с БИУС «Иджис» и ракетами-перехватчиками SM-3, то в 2018 году у них будет 43 таких корабля, а в последующие годы – свыше 80 единиц.

Это станет существенным элементом американского силового воздействия в глобальном измерении.

(Окончание следует)

 

Владимир Козин – государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат исторических наук, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО.